[identity profile] .livejournal.com posting in [community profile] charanton4ik
homo ludens . дискуссии, не сданные в архив

Условия игры были таковы: ведущий, зашифровав в цветах француженок, современниц ВФР, достаточно известных неспециалистам, провел жеребьевку; в итоге каждому игроку досталась женская роль, которую надо сыграть, и неизвестный персонаж, чье имя надо назвать в конце игры. Вопросы, одинаковые для всех героинь, задавал ведущий («обязательная программа»), а потом игроки получили возможность задать вопросы друг другу, от лица своей героини или от себя лично («произвольная программа»). А потом!..
Что из этого вышло?..


Итак, дамы, у каждой из вас гости. Не так чтоб большой бал, но и не совсем заурядный вечер. И Вы на нем – единственная женщина.
1) Будете участвовать в беседе с мужчинами на равных, а если владеете темой разговора – блеснете вовсю!
2) Будете безгласно руководить – когда свечи зажечь, когда кофе подавать; если непосредственно к вам обратятся – скажете что-нибудь о погоде, но больше – ни-ни!
3) Призвание женщины – быть женщиной. Надо нравиться, улыбаться, очаровывать, искусно направлять беседу и создавать приятную атмосферу. Тут могут помочь и пианино (гитара, арфа, клавесин…) в сочетании с хорошим голосом. Но главное оружие – веер, улыбка и взгляды.

ФИАЛКА
Как это странно, что я оказалась единственной дамой на сегодняшнем вечере! Что ж, это дела не меняет, несомненно, взоры присутствующих на нем мужчин так или иначе были бы обращены на меня. И уж само собой, если они и обратятся ко мне, то только для того, чтобы сказать комплимент. Впрочем, я сама могу задать тему беседы, тем более что интересует меня довольно многое: от самых модных платьев в сезоне до политических новостей. И уж само собой, вечер скучным не будет: я об этом позабочусь.

РОЗА
Я люблю готовиться к приему гостей! И послушать интересно, что говорят! Ну, мне, конечно, тоже есть что сказать и кроме погоды, но это может показаться немного необычным… неприличным. Поэтому если можно петь, играть и танцевать, я с удовольствием это делаю. И если можно поболтать без затей. Но когда гости серьезные или важные, тут уж надо сидеть в своей комнате и не мешать.

ЛАНДЫШ
Приятная атмосфера возникает, когда каждый чувствует себя окруженным вниманием, блистательным, талантливым, обаятельным и умным. И хозяйка в беседе должна «коснуться до всего слегка с ученым видом знатока», но при этом не затмевать своих гостей. К тому же присутствие образованной и остроумной женщины устанавливает среди мужчин род рыцарского соперничества, а от этого салон только выигрывает. И ради этого я пускаю в ход весь арсенал, от веера, пения и альбомов до рассуждений о любви, государстве Платона и Руссо.

ЛИЛИЯ
Какие тут званые ужины и приемы. Не до них. И какая разница, мужчина или женщина, если по делу говорит! Когда-нибудь, в хорошие времена, мы будем собираться, чтоб музицировать, петь, декламировать. И просто беззаботно смеяться. Хотя… знаете, салон – это не для меня. Я люблю простор, открытые пространства – открытые сцены, где зрители становятся участниками представления, братские ужины, когда главное не то, что в тарелке, а возможность общения, люблю импровизированные хоры сотен людей и веселые, безыскусные танцы под чистым небом!

ХРИЗАНТЕМА
Не знаю, как насчет «вовсю блеснуть» – это не самоцель, но участвовать в беседе мужчин точно буду на равных. Подавлять себя (или других – все равно!) – значит отвергать собственные идеалы. Нет, о долге хозяйки я тоже помню. Как и о том, что я – женщина. Но ключевое слово тут все-таки – «равенство».

АСТРА
Вот именно, званый вечер и семейный вечер – разные вещи. Если хозяин дома сам пригласит помогать ему принимать гостей, – следует выйти к гостям, со всеми поздороваться. Можно сесть в уголке с каким-нибудь рукоделием. Если к тебе обращаются – отвечать, но не слишком длинно. Но слушать, что говорят, это-то можно. И потом это может пригодиться. Чего не заметит мужчина в разговоре, то со стороны должна заметить женщина. Я вот, например, всегда лучше моего… ой, ну, имена и прочее опустим. Так вот, я-то лучше знаю, кто и как к нему относится, от кого чего можно ожидать.

ГВОЗДИКА
«Приемы»?.. Кажется, я давно забыла, что это такое. Сколько я помню, у нас всегда собираются только люди, сближенные общими вкусами и идеями либо общей работой. И атмосфера устанавливается естественная и дружеская – либо рабочая. И я знаю, что мои коллеги выслушают мое мнение, не смущаясь и не удивляясь, что я его высказываю. Мне приходится быть осторожней и тщательней взвешивать каждое слово, но это потому, что в своей запальчивости они часто не видят отдаленных последствий конфликтов и опрометчивых решений.

РОМАШКА
Такую ситуацию мне представить сложно. Но если бы… Нет, я б не забыла свои обязанности хозяйки. Но хозяйка – это не просто экономка, отдающая распоряжения прислуге. Она должна управлять беседой как дирижер, незаметно и в то же время властно, быть приветливой и мягкой, но без кокетства. Она должна уметь поддержать любую тему и говорить не много, но с пониманием и с правдивостью… Не знаю, сумела бы я быть такой?

СИРЕНЬ
Здесь высказано много верных наблюдений, однако не всем нам удается держаться выработанных для самих себя правил. Такая ситуация – испытание для нас, для нашего ума и такта. Ведь как трудно порой удержаться от замечания, особенно когда ты владеешь предметом разговора лучше, чем собеседники, и к тому же вопрос увлекает тебя. Как нелегко иной раз не допустить резкости, слушая витиеватые, но пустые разглагольствования в устах людей, которые должны действовать!.. Впрочем, что касается комплиментов, добродетельную женщину они не смутят и не вскружат ей голову. Мадам Ландыш, томные взгляды поверх веера я категорически исключаю из своего арсенала, как вы выразились. Не пристало играть в такие игры из пустого тщеславия… а истинное чувство в этом тем более не нуждается.

НАРЦИСС
Конечно, все надо приготовить, обо всем похлопотать заранее… а потом спрятаться… Не то чтобы спрятаться, но мужчины обязательно говорят о политике, а нам вмешиваться не пристало. И когда начинают говорить комплименты, я тоже не знаю, что отвечать. Другое дело, когда бывает дружеский и семейный вечер, тогда можно и на пианино сыграть, и поговорить немножко.

ЛАВАНДА
Ой, представить себе такое! Ведь это же означало бы, что я хозяйка! И… Такое могло бы быть только… Я не смею даже мечтать… И все же попробую…
Итак, придут его друзья – конечно же, отметить какой-то успех, победу, И я должна позаботиться, чтобы этот вечер не был омрачен никакими неожиданностями, и чтобы ничто не мешало им вести беседу – ведь они как всегда будут говорить о делах… А иначе некоторые пришли бы с женами – и тогда можно было бы и сыграть на клавесине, и предложить кому-нибудь спеть, и надо было бы поддерживать общую беседу. Но когда мужчины говорят о политике, я займусь своими делами, и все же постараюсь внимательно прислушиваться, и может быть позже, когда все уйдут…


Представляете, на этом самом мероприятии, торжественном или не очень, Вы вдруг видите человека, который был Вашим близким, может даже, очень близким и интимным знакомым!.. Вы его появления никак не ожидали. А он в Вашу сторону пристально посматривает.
1) Будете искать благовидный предлог, чтобы уйти поскорее.
2) Как ни в чем не бывало поприветствуете его и поговорите – а что было, то быльем поросло.
3) А интересно, какие он теперь чувства к Вам испытывает? Это надо проверить!..

ФИАЛКА
Что можно точно сказать в такой ситуации, так это то, что хладнокровие я не утрачу в любом случае! Не исключено, что я даже перекинусь с ним парой слов о том о сем и (кто знает?) быть может, прошлое не осталось целиком в прошлом... Впрочем, я могу и спокойно лорнировать его наряду с другими.

РОЗА
Ох, да я бы сквозь землю, наверное, провалилась… даже представить не могу такое!

ЛАНДЫШ
Пристально посматривает в мою сторону?.. О, это говорит о многом… Все зависит от того, какова его натура. Чувствительному надо дать понять, что я сожалею о нашей размолвке, словно невзначай обнаружить свою затаенную печаль… Самоуверенному, напротив, я покажу, как мало меня волнует его присутствие, и заставлю терзаться ревностью. Это так забавно!

ЛИЛИЯ
Я знаю, как это бывает непросто. Но когда есть в жизни более важные чувства и отношения, можно и пренебречь своими личными драмами, конфузами и нервами. Действительно, с чего это вы взяли, гражданки, что этот бывший любовник обязательно дрянной человек? А куда же вы раньше смотрели?! Гражданка Гвоздика, ты права!

ХРИЗАНТЕМА
Как ни в чем не бывало поприветствую и поговорю. А что дальше будет… Поживем – увидим!

АСТРА
Такого просто не может быть! Чтобы я… Предположим, я бы там встретила бывшего своего жениха, но уж разрыв бы точно произошел не по моей вине, а значит, мне убегать и не с чего. Но мне было бы, конечно, неприятно. И уж я бы постаралась, чтобы он сам побыстрей ушел.

ГВОЗДИКА
Не думаю, чтоб мне пришлось когда-нибудь краснеть за свой выбор, пусть даже в прошлом. Наверное, мы бы остались добрыми приятелями, и у меня не было бы причин отворачиваться от него.

РОМАШКА
Бывший любовник? Исключено. Я уверена, что, будь такая ситуация возможна вообще, сохранение дружеских отношений или возврат к былым чувствам одинаково для меня немыслим. Но я бы осталась. И поздоровалась бы, и разговаривала – чтобы доказать ему свою твердость, и еще… в наказание самой себе за то, что допустила такое.

СИРЕНЬ
Для меня невероятна такая ситуация. Я пытаюсь себе это вообразить… Какие б чувства мной ни владели, я бы не упала в обморок, как юная девица, но и не стала бы себя унижать кокетством… Да-да, я бы поздоровалась и нашла в себе силы с ним поговорить – не больше и не меньше, чем с остальными.

НАРЦИСС
Как бы это было? У меня воображения не хватит!.. О том, чтобы ворошить былые чувства, и речи быть не может. А убегать – значит, невольно привлекать к себе внимание. Я бы просто затаилась в своем уголке, в надежде, что он ко мне не подойдет и говорить со мной не будет.

ЛАВАНДА
Но… Я не могу себе этого представить! Я не могу представить, чтобы когда-нибудь кто-то другой!!! Нет, не могу! Право, не могу!


Вопрос – совсем короткий, но вовсе не простой: Вы верите в женскую дружбу?

ФИАЛКА
Верю. И почему бы мне не верить, если у меня есть пара подруг?

РОЗА
А я не представляю, что было бы без женской дружбы! С кем бы мы советовались, обсуждали наряды, делились секретами, немножко сплетничали?!

ЛАНДЫШ
Женская дружба – это дружба двух сытых кошек после удачной охоты на мышь… Впрочем, иметь наперсницу, которой можно поверять тайны, это приятно.

ЛИЛИЯ
Почему это вдруг кажется невозможным?! Женщины могут быть друг другу очень хорошими, надежными товарищами и друзьями. Мои подруги меня никогда не предавали!

ХРИЗАНТЕМА
Конечно, верю! (Ну, может быть, иногда этот ответ прозвучал бы чуть–чуть иначе: «Хочу верить!»)

АСТРА
Возможно, но редко. То есть я-то, конечно, могу быть надежной и верной подругой, но в основном женщины очень мелочны, ревнивы и завистливы, просто не знаешь, куда деваться. За всех говорить не хочу, но некоторые…

ГВОЗДИКА
(после некоторого раздумья) Право, когда говорят о «женской дружбе», в этом слышится оттенок снисходительности… Но, может быть, такой она и должна быть – несколько приземленная, порой – экзальтированная, чуточку неискренняя?.. Но она нужна нам.

РОМАШКА
Я верю, что существуют высокие отношения между женщинами, свободные от мелочности, от скрытой зависти друг к другу. Такие, как в античном мире. Может быть, это отношения далекого будущего – или удел избранных. Но люди часто называют дружбой то, что ею не является.

СИРЕНЬ
Вера, я думаю, определяется тем, с чем мы сталкиваемся в жизни. Признаться, и у меня есть некоторое предубеждение против моего пола, но все те недостатки, о которых можно было бы долго говорить, в основном следствия неверного воспитания и нашего положения. Только немногие натуры могут сами создать свой нравственный облик и характер… Однако я не могу не верить в возможность женской дружбы, вплоть до самого безоглядного, чистого самопожертвования, ибо у меня есть такая подруга.

НАРЦИСС
Я верю в женскую дружбу. И даже, думаю, эта дружба ближе, чем женщины с мужчиной, потому что тут больше понимания. И я тоже благодарна судьбе, что у меня есть подруги.

ЛАВАНДА
В женскую дружбу? О, как бы мне этого хотелось! Да, конечно, сестра тоже может быть другом, но ведь речь о другом, ведь так?! И мне кажется, я могла бы быть хорошим другом… Ну неужели же они полагают, что я не замечаю, как с моим появлением смолкают их разговоры!


Допустим такое: за Вами увязалась гадалка. А может, Вы и сами заглянули в салон к Ленорман. Как Вы отнесетесь к ее предсказаниям?

ФИАЛКА
Думаю, из того, что она мне нагадает, можно будет сделать презабавный анекдот! Я не сомневаюсь, что он будет иметь успех, особенно когда я сама буду его рассказывать со всеми подробностями.

РОЗА
Я гадалок немного боюсь. Но не потому, что я им верю, а просто сказанное слово всегда западает в душу, беспокоит потом, тревожит. И если даже злое предсказание само по себе лживо, то жить в постоянном ожидании беды – все равно что ее накликать на себя и тех, кого любишь.

ЛАНДЫШ
Я б от души позабавилась такими предсказаниями. Только не надо допускать эти пророчества слишком глубоко к себе в ум и в душу, тогда нечего опасаться, моя миленькая Роза! Если же в словах гадалки есть какой-то смысл, в моей власти предотвратить грозящие мне несчастья – это в наших руках, граж-дан-ка Лилия, на небе заняты своими.

ЛИЛИЯ
Я верю в судьбу. Но если что тебе на роду написано, этого ведь не минуешь, так зачем заранее знать?.. Но чтобы судьбу прочитать, надо быть очень знающим и умным человеком, а уличные-то гадалки – совсем не то.

ХРИЗАНТЕМА
Что гадалка увязалась – допустим. А что я сама заглянула в салон к мадам Ленорман – такого не представляю. Разве что из женского любопытства… или с кем-нибудь за компанию. Но свою судьбу все-таки определяем мы сами, а не предсказания. И ни запугать, ни обольстить себя предсказаниями я не позволю.

АСТРА
Я б не побоялась послушать, что она мне скажет, но ведь гадалка сначала всегда запугивает, а потом начинает вымогательства. А вообще-то в предсказаниях обычно нет ничего такого, чего б мы сами не знали. По крайней мере, у меня это так. Неужели я хуже посторонней женщины предчувствую, что может произойти с моей любимой семьей?!

ГВОЗДИКА
Трудно добавить что-либо к вашим рассуждениям, сестры, о вреде гаданий и гадателей. О себе скажу, что они меня смешат и не влияют ни на решения мои, ни даже на настроение.

РОМАШКА
Слова гадалки не повлияли бы на мои решения и поступки, об этом я могу говорить с уверенностью. Скорей уж я буду искать пророчества у великих умов древности, у великих поэтов.

СИРЕНЬ
В основе гадания всегда лежат логика и предчувствия, которыми обладает каждый думающий человек. Один силой предвидения может заглянуть дальше вперед, другой – только в самое ближайшее время. Я б тоже охотно посмеялась над притязаниями гадалок и пророков, но ведь они паразитируют на невежестве простых необразованных людей. Это расслабляет ум и душу. Впрочем, об этом уже сказали гражданки, и сказали верно.

НАРЦИСС
Я знаю, что гадалки и всевозможные предсказатели используют суеверия народа, особенно в тяжелые и опасные времена. А есть просто умные люди, которые могут заглянуть вперед, но без всяких сверхъестественных сил. А гадалки говорят ведь обычно самые общие фразы, которые любая девушка может к себе применить. Но я не очень их люблю, потому что от их слов остается все равно неприятный осадок в душе…

ЛАВАНДА
Сама я к гадалке, конечно же (зачеркнуто) скорее всего, не пойду – я боюсь предсказаний, боюсь, что мне предскажут несчастье, – а вдруг предсказание сбудется! Нет, я, конечно же, понимаю, что это суеверие, что гадалки чаще всего говорят наобум, – и все равно боюсь…


«Что можно Юпитеру, того нельзя быку». И наоборот. А вот как Вы относитесь к проблеме мужской верности или, если угодно, неверности? В области морали к женщинам и мужчинам должны предъявляться одинаковые требования или нет?

ФИАЛКА
Ах, если б мы слишком много раздумывали о верности наших мужчин, жизнь, право же, потеряла бы немало очарования. К тому же этим мы бы дали повод им в свою очередь изводить себя мыслями о наших ммм... неосторожных поступках. Но что было бы в этом хорошего? Степень свободы мужчин равна степени свободы женщин, и от этого выигрывают и те, и другие...

РОЗА
Ну… (покраснев) Мне так кажется, есть оправданная разница между мужчинами и женщинами до вступления в брак. Но если мужчина дал клятву перед богом и людьми в нерушимой верности, она должна быть для него так же священна, как и для женщины.

ЛАНДЫШ
«Бог и природа сотворили нас разными, но равными» – и одарила одинаковым стремлением к наслаждению. И удовлетворять это стремление мы имеем точь-в-точь такое же право, как и мужчины – лучше понять это смолоду.

ЛИЛИЯ
Бог и природа сотворили нас разными, но равными. И в чувствах своих и в поступках женщины и мужчины равны и должны быть одинаково свободны. Только вот многие смешивают свободу с распутством, вот что скверно!

ХРИЗАНТЕМА
А кто это тут Юпитер?.. И как верность понимать? Что он со мной из любви или только из чувства долга? А если отвлекся на кого-то, но все равно любит только меня одну и ко мне возвращается? Это все – верность? И насчет одинаковых требований в области морали для мужчин и женщин… У нас какой тезис на повестке дня? Правильно: свобода, равенство, братство. И никаких цепей и двойных стандартов. Только не надо путать свободу с распущенностью. И неплохо бы помнить о том, что мы равные, но разные.

АСТРА
Требования к добродетельности должны быть одинаковы, что для мужчин, что для женщин. Виною всему дурные женщины, если б их не было, и мужчины бы не нарушали святость супружества.

ГВОЗДИКА
Что касается вопроса о целомудрии мужчин и женщин – различие это существует как раз не в силу закона, а в силу традиции, которую следует постепенно изменить. Разными путями и способами, но при этом следует не спускаться всем вниз, а стараться подняться вверх.

РОМАШКА
В Риме в эпоху Цицерона действовал закон: «Что не дозволено женщинам, одинаково не дозволено и мужчинам». Когда-нибудь, может быть, это станет законом неписаным, станет обычаем. Но чтобы вокруг ни творилось, к каким бы неверным поступкам ни приводили людей слабость духа и общественное рабство, можно идти своим путем, сохраняя целомудрие – и это справедливо для тех и других.

СИРЕНЬ
Что ж, вне сомнения, требования морали должны быть одинаковы. Вы говорите, АСТРА, что виною всему «дурные женщины» – я с Вами не согласна. Вина лежит на ВСЕХ на нас, на ВСЕХ женщинах. Мы бываем неоправданно снисходительны в одних случаях и неоправданно суровы в других, чем толкаем своих мужей искать благосклонности на стороне. А мы должны незаметно, с умом и с тактом, руководить ими. К сожалению, какими бы правильными ни были законы, они не будут действенны, пока не обретут силу обычая – Вы хорошо сказали, гражданка Ромашка…

НАРЦИСС
Бог и природа задумали нас разными. Я думаю, что развращенный человек одинаково плох, будь он мужчина или женщина. Но, с другой стороны, мужчинам дана несколько бОльшая свобода – наверное, это правильно.

ЛАВАНДА
Но… конечно же, должны! То есть, я считаю, что должны. И для себя я другого не представляю! А для других?! Вот взять Юлию – ведь она изменила мужу потому что была верна любви, – и казнила себя за измену долгу… И читая Жан-Жака, я сочувствую ей… А значит – что следует считать верностью, а что неверностью?

В комментариях – «произвольная программа» и совсем произвольные и спонтанные отклики персонажей… в ситуациях правдоподобных, не совсем правдоподобных и даже фантастических (ОТ и далее).
Игру придумали Натали, Л. и Ирина, провела Натали=[livejournal.com profile] vive_liberta летом 2004 года. ПОЛНЫЙ СВЕТ!

связь времен

Date: 2022-01-03 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ от ЦВЕТКА – ЦВЕТКУ
(произвольная программа)

РОЗА – Ландышу
Вы, наверное, ведете роскошную блестящую жизнь, окружены поклонниками? А Вы не чувствуете себя среди всего этого блеска одиноко?.. Простите, что я так откровенно спрашиваю.

ЛАНДЫШ отвечает:
Что вы, душенька, вы меня нисколько не задели, право. Я люблю искренность. Видите ли, тоска и одиночество – удел тех, кто ставит себя в полную зависимость от своего окружения, любовников, родственников, покровителей. Я же могу сказать, что их использую, как мне нужно… где-то иду на уступки. Светские отношения – это взаимовыгодный обмен. И нельзя требовать от них того, чего они никогда не в силах дать. Для души всегда есть такие уголки, где можно быть спокойной, счастливой и свободной.

Date: 2022-01-03 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
ЛАНДЫШ – Фиалке
Я уверена, что мы встречались. Может даже, и не однажды, например, на костюмированных балах. И сейчас под маской я задам Вам дерзкий вопрос: Вы отдаете предпочтение жемчугу или бриллиантам?..

ФИАЛКА отвечает:
Ха-ха! Бриллиантам, разумеется. Впрочем, жемчуг тоже хорош.

Date: 2022-01-03 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
ЛИЛИЯ – Хризантеме
Что-то общее у нас есть, гражданка, поэтому я тебе задам один вопрос… давно он у меня в голове сидит. Вот если бы ты очень любила своего жениха и любила сцену, хотела бы стать певицей или актрисой, а он был бы против – как бы ты решила?

ХРИЗАНТЕМА отвечает:
Что ж… я бы выбрала сцену. Особенно если под сценой разуметь не только конкретные подмостки, но и вообще – дело жизни. Если я уверена, что сцена (например!) – мое призвание, вряд ли я предпочту этому роль игрушки в руках мужчины, пусть даже и любимого. Ну, а он… если любит тоже – поймет. Или поймет когда-нибудь, от чего отказался.

Date: 2022-01-03 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
ХРИЗАНТЕМА – Лилии
В свою очередь спрошу: каков твой круг чтения? Что ты читаешь – по необходимости и для души? Выбери из перечисленного: научные или философские сочинения; любовные или авантюрные романы; поэзия; драматургия; газеты и журналы… и добавь что-нибудь свое (вдруг я что-нибудь упустила!)

ЛИЛИЯ отвечает:
Я и правда охотница до чтения. И романы я люблю, и пьесы, и исторические сочинения. Бывает, что начнешь читать по необходимости, а потом увлечешься… Только не могу сказать, что газеты читаю по одной необходимости. Ведь это наша жизнь, наше дело, как же тут душу не вкладывать!

Date: 2022-01-03 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
АСТРА – Ромашке
Знаешь, по твоим словам, ты очень высоко себя ставишь. Я ничего не хочу сказать, но вот даже если ты не выйдешь замуж, как с твоей гордостью жить с твоими родственниками? Ты могла бы им помогать, уступать, заботиться о них?.. Да, и вот еще, между нами, такой вопрос: а ты б согласилась постричься в монастыре?

РОМАШКА отвечает:
Можно быть монахиней в миру, можно и в монастыре остаться такой же суетной: место не меняет человека. И любовь к ближним не обязательно проявляется в уходе от мира, даже напротив – свой христианский долг по отношению к окружающим людям исполняешь тогда, когда живешь рядом с ними. Что касается гордости, то она не то же, что гордыня. Первая на самом деле человеколюбива, вторая – ненавидяща. Но истинно мягким и любящим может быть только человек с твердым характером.

Date: 2022-01-03 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
ГВОЗДИКА – Нарциссу
Судя по всему, ты скромная, застенчивая, но не слабая. И если бы ты услышала, как близкого тебе человека обвиняют в самых страшных преступлениях, оскорбляют его, смогла бы ты поднять свой голос на его защиту или промолчала бы?

НАРЦИСС отвечает:
Если б мой голос только мог что-то изменить!.. Я не промолчала бы, если б слышала клевету в адрес близкого человека. Но иногда молчание тоже является ответом, в таком случае.

Date: 2022-01-03 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
РОМАШКА – Астре
Вы христианка, как я поняла? Мы говорили о любви к людям, о долге. Скажите, если Вам придется спасать одного человека или тысячи людей, но только погубив собственную душу, – Вы совершите такой шаг?

АСТРА отвечает:
Я б охотно пожертвовала и своей жизнью до последней капли крови, и своей душой ради тех, кто мне дорог! Я и так жертвую им повседневно очень многим!

Date: 2022-01-03 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
СИРЕНЬ – Гвоздике
Скажите, дорогая, Вас больше интересуют сочинения философские, исторические или же романы?

ГВОЗДИКА отвечает:
Те, другие и третьи, когда они написаны хорошо. Интересней же всего соединение философии и истории в форме художественных образов.

Date: 2022-01-03 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
НАРЦИСС – Сирени
Позволите вас потревожить одним вопросом, без всяких условностей? Вы мудры, добродетельны, и у вас жизненный опыт больше моего. Как вам кажется, если ОН не замечает моих чувств, не принимает моей любви, то причину надо искать в нем или в себе?

СИРЕНЬ отвечает:
Друг мой, благодарю Вас за доверие. Кажется, я догадываюсь, о ком Вы говорите. Вы хотите знать причину, но причин всегда бывает несколько, даже такие, о которых мы не подозреваем, и если бы в любви можно было все разложить по полочкам, любовь не была бы уже чувством. Мне трудно дать Вам однозначный совет. Ваша нежная душа и чуткость Вам помогут, конечно. Но, я думаю, женщине никогда не надо стыдиться своего чувства, если оно истинное, но всегда должно сохранять самоуважение.

Date: 2022-01-03 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ от ЦВЕТКА – ЦВЕТКУ
(произвольная программа – продолжение)

ЛИЛИЯ – всем
Гражданки, а если б, положим, нам разрешили носить мужскую одежду – панталоны, сюртук, сапоги, вы б такой возможностью воспользовались?
РОЗА отвечает:
Ну, зачем бы мне это было надо? Разве только когда-нибудь в путешествии…
ЛАНДЫШ отвечает:
Мужской костюм? Что ж, это было бы импозантно. Впрочем, мы и без разрешения нередко надеваем его, на маскараде или для охоты.
ХРИЗАНТЕМА отвечает:
Еще бы! Она куда удобнее женской во многих жизненных обстоятельствах. Правда, это не значит, что от юбок я отказалась бы совсем…
АСТРА отвечает:
А я считаю это неприличным, и все тут!
НАРЦИСС отвечает:
Да, правда, наверное, удобней. Но все равно, я бы постеснялась.
ЛАВАНДА отвечает:
Я знаю, что сейчас некоторые женщины так и делают, – но не могу представить, зачем бы мне это понадобилось… Ну, разве может быть в дальнем путешествии – но мне ведь не приходилось ездить дальше Шуази…

Date: 2022-01-03 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
ХРИЗАНТЕМА – всем
Представьте, что у Вас хороший голос и Вас просят спеть. Вы предпочли бы петь хором, дуэтом с кем-нибудь или соло?
РОЗА отвечает:
А я бы не отказалась спеть одна, но дуэтом веселее. И арии в основном все такие грустные, трагические, а дуэты бывают комические.
ЛАНДЫШ отвечает:
Дуэт порой оказывается еще выигрышней, чем соло!
ЛИЛИЯ отвечает:
У меня и правда голос неплохой. Попросят спеть – спою и соло. Но что сравнится с мощным хором, в котором сливаются голоса.
АСТРА отвечает:
Хотя голос у меня, может, не очень красивый, но спеть какой-нибудь несложный дуэт, на семейном вечере, я бы могла.
НАРЦИСС отвечает:
У меня голос не очень сильный и красивый. Я б спела лучше в дуэте.
ЛАВАНДА отвечает:
Хороший голос у моей сестры! А я могла бы, если потребуется, подыграть ей на клавесине – ну и подпеть, разумеется, тоже!

Date: 2022-01-03 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
ЛАНДЫШ – всем
Представьте, что вам пришел по почте роскошный подарок, фермуар с драгоценными камнями, и записка от таинственного поклонника, без подписи. Вы постараетесь вернуть подарок или оставите себе? И что сделаете, если разыскать отправителя так и не удастся?..
РОЗА отвечает:
Конечно, этот человек мог бы иметь и не обязательно плохие намерения, но в общем это все равно выглядит как-то оскорбительно. Я б отдала эту драгоценность в Коммуну, а чтоб никаких не было недоразумений, попросила бы у секретаря расписку! Тогда уж никто не скажет, что я взяла эту вещь.
ЛИЛИЯ отвечает:
Конечно, дозналась бы я, кто это такой! А если б не дозналась, отнесла бы к решетке Конвента вместе с другими пожертвованиями от нашего клуба – на приюты для сирот, например, или для армии.
ХРИЗАНТЕМА отвечает:
Не спорю, роскошен подарок, но все же
Гражданка Республики стоит дороже!
…Я постараюсь вернуть его. А если не удастся найти дарителя – что ж, ценная безделушка может помочь людям, хотя бы немногим.
АСТРА отвечает:
Я бы, конечно, большой скандал поднимать не стала, чтобы на наше имя не легла какая-то тень, но приложила б все усилия, чтоб вернуть дарителю этот его фермуар.
НАРЦИСС отвечает:
Я бы немедленно постаралась вернуть, не только потому что этот человек мог бы подумать обо мне плохо, но что бы я сказала дома, откуда у меня такая дорогая вещь?! Конечно, если б не нашла способ ее вернуть, я бы отнесла драгоценность в церковь или передала бы в Конвент. Но как же сделать так, чтобы этот незнакомец знал, что я не приняла его подарок?
ЛАВАНДА отвечает:
Таинственный поклонник? Наверное, многим женщинам было бы приятно такое поклонение – но есть только один человек, от которого я могла бы и хотела бы получить подарок, и мне кажется, если бы, – если бы! – он это сделал – то открыто, и что это не были бы драгоценности! Если посылка без подписи, найти отправителя, наверное, будет непросто, да я и не стану искать – ведь это означало бы, что меня интересует, кто этот отправитель; я отнесу драгоценность в церковь, или лучше – в секцию, в пользу вдов и сирот.
ЛАНДЫШ
Наконец, что бы я отвечала на свой собственный вопрос. Я бы постаралась разыскать отправителя, особенно если его подарок не просто роскошен, но выбран со вкусом: кто знает, может, это положило бы начало новому роману!

Date: 2022-01-03 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
НАРЦИСС – всем
Как вы думаете, мужчинам больше нравятся женщины кроткие, терпеливые или же неприступные и независимые?
РОЗА отвечает:
Так уж повелось, что женщина должна уступать и подчиняться. Но вот я заметила, что кроткие и веселые девушки больше нравятся, чем кроткие, тихие и серьезные.
ЛАНДЫШ отвечает:
Дитя мое, вы, право, еще очень наивны. Разумеется, нет таких мужчин, которые хотели бы видеть рядом с собой царицу амазонок или богиню Диану.
ХРИЗАНТЕМА отвечает:
Конечно, кроткие и терпеливые. Они дают мужчине возможность чувствовать себя сильным… даже если он таковым не является. Умная женщина обязательно постарается выглядеть в глазах мужчины терпеливой и кроткой… особенно если на самом деле она не такая. Я вот умная, но не до такой степени… Неприступных и независимых опасаются – и мужчины, и другие женщины. Но тот, кто рискнет приблизиться, – может, и не пожалеет об этом!
ЛИЛИЯ отвечает:
Так оно, конечно. А у меня не получается. Как роза ни благоухает, шипы все равно никуда не денешь, как мне один горе-поклонник сказал…
АСТРА отвечает:
Кротость и терпение – это наш удел испокон веков. И те, которые пытаются вести себя не так, как положено женщине, рано или поздно пожинают горькие плоды.

Date: 2022-01-03 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
СИРЕНЬ – всем
Вопрос может показаться нескромным, однако, поверьте, я задаю его без желания задеть. Что, на Ваш взгляд, является самой прочной основой для супружества – пылкая любовь, ровная спокойная привязанность и общность интересов и целей или же имущественный расчет, соображения карьеры и прочее?
РОЗА отвечает:
А я думаю, что если два человека собираются поженится, то оба считают, что это на всю жизнь, рука об руку. С влюбленности, конечно, может все начаться, но я б не пошла, наверное, замуж за человека, которого не понимаю, и которому нет дела до моей души, до моих мыслей.
ЛАНДЫШ отвечает:
Я не вижу, признаться, ничего предосудительного в браках по расчету… если бы этот расчет всегда оправдывался. Для любви есть любовники, и для того, чтоб иметь общие интересы и вкусы, не обязательно быть мужем и женой – достаточно быть друзьями или приятелями. Признаться, дамы, мы бы вообще обошлись без супружества, если бы не обычаи нашего общества и угрозы церкви.
ЛИЛИЯ отвечает:
Расчет я презираю. Для меня такие отношения невозможны. Общие вкусы, цели, одна общая дорога – это самое прочное, что может быть. Но я б хотела, чтобы к этому прибавилась и любовь, хотя бы в начале.
ХРИЗАНТЕМА отвечает:
Любовь не вечна, пылкость – тем более. И что потом? Жизнь без любви, по привычке?.. Имущественный расчет и соображения карьеры – во-первых, не для меня, во-вторых, жизнь опрокидывает любые расчеты и карьерные соображения… В спокойной привязанности и общности интересов и целей меньше блеска и роскоши, но больше надежности, уюта и душевного комфорта. Хотя меня лично здесь привлекает не надежность и стремление не к покою, но к родству душ с моим избранником. Не обязательно быть похожими, но уж если нашим жизням суждено сгореть – пусть они сгорят ради одной цели.
АСТРА отвечает:
Пылкая любовь – это хорошо на сцене и в романах. А чтобы вместе жизнь прожить, нужно, чтобы муж и жена были из одного теста.
ЛАВАНДА отвечает:
Я могу судить только о других. Я знаю, что моих родителей связывает теплая привязанность друг к другу, и на этом держится наш дом; мама не раз рассказывала, что вышла замуж по своему выбору и за человека своего круга – но была ли в этом выборе пылкая любовь или трезвый расчет? Мы тоже свободны в своем выборе, и, кажется, обе мои сестры счастливы в браке. Неужели…

Date: 2022-01-03 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
ГВОЗДИКА
Вопрос мой обращен прежде всего к Сирени, Хризантеме, Лилии и, может быть, Ландышу, поскольку им знакома ситуация не понаслышке.
Если бы статья, Вами написанная, которую Вы находите весьма и весьма хорошей, появилась в печати и не только без Вашего имени, но, увы, за чужой подписью. Вы бы попытались это опротестовать?
ЛАНДЫШ отвечает:
Если бы такое произошло, то лишь с моего собственного ведома и согласия. Ведь иногда выгодней, чтоб о тебе знали, а иногда – оставаться в тени.
ЛИЛИЯ отвечает:
Со мной такое не прошло бы! Я бы потребовала опровержения. Хорошая или плохая статья, но за свои идеи отвечаю только я сама!
ХРИЗАНТЕМА отвечает:
Опротестовала бы… а может, отвлеклась бы на другие дела и забыла бы об этом. Но вот подпись под моей статьей – не забыла бы точно!
АСТРА отвечает:
Это совсем не женское занятие. Так что написавшая статью просто получила бы по заслугам.

Date: 2022-01-03 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
РОМАШКА – Сирени и Ландышу
Скажите, хоть однажды вы сожалели о том, что не родились мужчиной?
ЛАНДЫШ отвечает:
Вы подразумеваете здесь, конечно, бОльшие возможности чего-то достичь, прославиться? Вы правы, дорогая, но только отчасти. Я возлагаю надежды на революцию, которая откроет нам новые сферы деятельности и применения наших способностей. Но ведь если мы чего-то захотим, мы этого в любом случае достигнем благодаря нашему влиянию на мужчин, не так ли? По крайней мере, пока мы молоды. Я бы хотела быть женщиной в возрасте от 13 до 27 лет, а потом превратиться в мужчину.
СИРЕНЬ отвечает:
Что мне ответить на Ваш вопрос?.. Да, мне случалось сожалеть о том, что я родилась с душой слишком смелой и слишком деятельным умом. Но я ничего не в силах изменить, я смирилась, зато уяснила свое назначение и призвание.

Date: 2022-01-03 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Если б об этом услышал ОН...
комментарии к ответам гражданок от лица их современников
совсем необязательная часть произвольной программы,
возникшая по ходу пиесы


IL (1)
Дело было в А.
Ж. вышел из дому при полном параде и по дороге сделал крюк, специально чтобы купить у цветочницы букетик ландышей – что еще может себе позволить скромный учитель математики. Однако он рассчитывал все же на благосклонный прием. Дело в том, что вот уже несколько недель Ж. решал вопрос, который рано или поздно решает всякий холостой молодой человек, повстречав на жизненном пути незамужнюю, достойную и вполне привлекательную особу противоположного пола.
За размышлениями он не заметил, как подошел к дому своей избранницы, и собирался уже взяться за молоточек на двери, когда его внимание привлекли голоса, доносившиеся из раскрытого окна. Ж. услышал слова: «Кротость и терпение – это наш удел испокон веков… Пылкая любовь – это хорошо на сцене и в романах. А чтобы вместе жизнь прожить, нужно, чтобы муж и жена были из одного теста», – слова, с которыми он и сам соглашался, произнесенные к тому же знакомым голосом.
Подслушивать Ж. не любил, особенно женские разговоры. Но тут устоять перед искушением было очень трудно. В конце концов, случай дает ему шанс лучше узнать ту, которую он собирался назвать своей невестой…
А голос между тем продолжал, должно быть, возражая невидимой собеседнице: «Если хозяин дома сам пригласит помогать ему принимать гостей, – следует выйти к гостям, со всеми поздороваться. Если к тебе обращаются – отвечать, но не слишком длинно. Но слушать, что говорят, это-то можно. Чего не заметит мужчина в разговоре, то со стороны должна заметить женщина…»
«Она права, – подумал Ж. – Именно то, что мне нужно. Ум женщины в том и состоит, чтобы ум не обнаруживать. С такой женой и посоветоваться можно… Да, у нее простые, здравые суждения, – продолжал он размышлять, услышав, как барышни презрительно отзываются о гадалках, всевозможных уличных чудесах, приметах и предсказаниях. – И, конечно, у нее есть чувство ответственности и долга, такая не станет просто висеть на шее у мужа… Правда, пожалуй, она может вмешиваться в дела больше, чем подобает жене, но ведь все из беспокойства, из желания помочь…» – Ж. даже растрогался немного.
«Требования к добродетельности должны быть одинаковы, что для мужчин, что для женщин. Виною всему дурные женщины, если б их не было, и мужчины бы не нарушали святость супружества», – услышал он. Что ж, против этого он ничуть не возражал, однако у него шевельнулась мысль, что она, должно быть, не чужда ревности… и что, если она будет устраивать домашние сцены, даже без всякого повода с его стороны?
Собеседница между тем рассмеялась легким кокетливым смехом (ее Ж. тоже узнал без труда и подумал, что м-ль Д. и его невесте в любом случае было бы вскоре тесно под одной крышей, настолько они разные) и быстро проговорила какую-то фразу, должно быть, прикрываясь косынкой. «Такого просто не может быть! – гневно воскликнул предмет размышлений Ж. – Предположим, я бы там встретила бывшего своего жениха, но уж разрыв бы точно произошел не по моей вине, а значит, мне убегать и не с чего. Но мне было бы, конечно, неприятно. И уж я бы постаралась, чтобы он сам побыстрей ушел.»
«Да уж, – подумал Ж. – В это я охотно верю. Эта барышня исключительно добродетельна и скромна, но даже при посторонних не всегда умеет спрятать свои иголки… А я мечтаю о доме, где царил бы покой. Не хватало еще в семье войны – ее и так предостаточно в жизни…»
Собеседница напомнила, что в среду будет маленький дружеский вечер и предложила спеть вместе. Будущая супруга Ж. заметила, что голос у нее не очень красивый, но исполнить дуэт она не откажется. «Голос у нее и правда не такой чарующий, как у м-ль Д., – подумал Ж., – но, в конце концов, жена ведь не оперная певица. Зато она смыслит в хозяйстве…» – это уже немного смахивало на капитуляцию, и Ж., пытаясь вернуть себе уверенность, развернул ландыши и решительно постучал.

Date: 2022-01-03 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Его приняли как желанного гостя, и даже почти как своего человека. Будущая невеста пришла в восторг, увидев цветы и сразу заботливо поставила их в вазочку. М-ль Д. в этот момент собиралась уходить, и Ж. предупредительно отворил перед ней дверь. Наконец, они остались вдвоем. «Вам, должно быть, бывает грустно одной, – заметил Ж., откашливаясь, – Ведь ваш брат подолгу занят на службе. Наверное, дружба с м-ль Д. немного скрашивает ваше одиночество…» Та, к кому он обращался, бросила многозначительный взгляд и ответила: «Как вам сказать... То есть я-то, конечно, могу быть надежной и верной подругой, но в женщины часто мелочны, ревнивы и завистливы, просто не знаешь, куда деваться. За всех говорить не хочу, но некоторые…» Ж. наклонил голову в знак согласия, прибавив, что, к счастью, есть исключения, и намекнув всем своим видом, что это исключение сидит не так далеко от него… Правда, услыхав такие замечания, сделанные за спиной удалившейся приятельницы, кто мог бы гарантировать, что за его спиной не будет сказано чего и похлеще?
Но в общем его мысли так и продолжали кружить между «за» и «против», и он так и не мог решиться выговорить последнее слово. Она говорила правильные вещи, высказывала верные суждения, но что-то в ее голосе вызывало сомнение. «Я б охотно пожертвовала и своей жизнью до последней капли крови, и своей душой ради тех, кто мне дорог! Я и так жертвую им повседневно очень многим!» – звучало у него в ушах. Ну вот что можно подумать, наивность ли это? Кто жертвует собой искренне, тот обычно не трезвонит об этом, а то и вовсе не считает, что чем-то жертвует ради других… Эта же барышня непременно потребует, чтобы ее преданность мужу и семье оценили и по сто раз на дню напомнит об этом. Разумеется, будь он влюблен, ненароком услышанный разговор не оказал бы на него такого впечатления.
Дни шли за днями, недели за неделями, Ж. все размышлял и взвешивал, его избранница все ждала, но он так и не посватался, и стал бывать в доме все реже и реже. И каждый пошел своею дорогой.
***
Спустя много лет, однажды он проезжал в карете, погруженный в свои мысли государственной важности, а она шла пешком с корзинкой, озабоченная только тем, чтобы в толпе не измяли зелень, которую она несла с базара, и не разбили баночки с вареньем. На какую-то минуту их взгляды встретились, но узнали ли они друг друга? И что подумали при этом?.. Может быть, Ж., войдя в свои роскошные апартаменты, задержался немного перед старыми портретами, поглядел на выцветший медальон и подумал: «А хорошо, что я на ней не женился»? А может быть, просто вздохнул.

Date: 2022-01-03 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
IL (2)
Дождливый парижский вечер 18** года. Гость, немолодой человек с сединой в волосах, сбросив на руки слуге промокший плащ, входит в небольшую гостиную, уютную и безликую, подобно многим гостиным на Шоссе д’Антен. Хозяйка торопливо встает ему навстречу, но, вместо того, чтоб протянуть руку, делает реверанс, точно школьница. Некоторое время оба молчат, стараясь побороть волнение.
ХОЗЯЙКА. Добрый вечер, мсье… Я вас так давно не видела…
ГОСТЬ. Зовите меня Огюстеном. Вы для меня по-прежнему та же маленькая Эвдора… (Отвернувшись и смахнув что-то с ресниц, вполголоса.) До чего вы похожи на нее… (Взяв себя в руки.) Шампанье дома?
ХОЗЯЙКА. Нет, он уехал по делам в Клермон и возвратится не раньше чем через две недели. А мне очень нужна помощь, мсье… Я хочу написать в газету.
ГОСТЬ (немного оживившись). Вот как?
ХОЗЯЙКА (смущенно). Нет, это не то, что вы подумали. Но какой-то издатель опубликовал книгу, в которой… (Несмотря на свою природную застенчивость и некоторую бесцветность, в минуты гнева и волнения она кажется решительной и энергичной.) Словом, он клевещет на папу, и я не могу этого так оставить… Я хочу потребовать опровержения, но не знаю, как это делается…
ГОСТЬ (пробежав глазами страницу, которую она развернула). Я понимаю вас, Эвдора. Мы сейчас составим опровержение и немедленно пошлем по этому адресу.
ХОЗЯЙКА (на глазах ее вспыхивают слезы, она прижимает руки к груди). Я вам очень признательна, мсье! Я чувствовала бы себя предательницей, если бы промолчала... (Помолчав.) Я хотела показать вам… недавно я перебирала наш семейный архив и нашла мамины письма и дневники…
ГОСТЬ (тяжело опускается в кресло). Разве не все бумаги конфисковали тогда?..
ХОЗЯЙКА (живо). К счастью, нет. Кроме тех рукописей, которые она передала вам, сохранилось кое-что и в нашем старом доме… (Выбегает в кабинет и возвращается с пачкой писем, перевязанных лентой, садится на скамейку перед камином, возле Огюстена.) Я так хорошо помню ее. Тот вечер, когда ее арестовали, и она прощалась со мной. О, если бы я могла увидеть ее теперь, хоть на минуту, чтобы сказать, как я люблю ее и папу и горжусь ими, несмотря ни на что!.. (Тихо и виновато.) Я чувствовала, что не оправдываю надежд мамы…
ГОСТЬ (осторожно дотронувшись до ее склоненной головы). Дитя мое, не говорите так.
ХОЗЯЙКА (подняв глаза). Но это правда! Мама была так умна, этого не могли бы отрицать даже самые злостные ее недоброжелатели и подтвердили бы самые близкие друзья, но она была еще и мудрой. Ей было еще меньше лет, чем мне теперь, но она уже выработала для себя твердые принципы и следовала им. В ней не было такой банальности, какая нередко свойственна нам, женщинам… (Поколебавшись немного, читает вслух.) «Такая ситуация – испытание для нас, для нашего ума и такта. Ведь как трудно порой удержаться от замечания, особенно когда ты владеешь предметом разговора лучше, чем собеседники, и к тому же вопрос увлекает тебя. Как нелегко иной раз не допустить резкости, слушая витиеватые, но пустые разглагольствования в устах людей, которые должны действовать!.. Впрочем, что касается комплиментов, добродетельную женщину они не смутят и не вскружат ей голову.» Или вот это место: «…логикой и предчувствием обладает каждый думающий человек. Один силой предвидения может заглянуть дальше вперед, другой – только в самое ближайшее время. Я б тоже охотно посмеялась над притязаниями гадалок и пророков, но ведь они паразитируют на невежестве простых необразованных людей. Это расслабляет ум и душу.»

Date: 2022-01-03 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
ГОСТЬ (взволнован наплывом воспоминаний). Да-да, я помню ее письма из Божоле в августе 1789 года. Она предвидела уже тогда происки двора и говорила о необходимости контроля со стороны Собрания… Да… Она предвидела и наступление контрреволюции, и торжество республики… и поражение свободы, если мы – мы – не окажемся достаточно мужественны, чтобы ее защитить… (Умолкает.)
ХОЗЯЙКА (ее больше занимает другое). Я воспитывалась у наших давних друзей и благодарна им, но порой мне казалось, будто мама сама по-прежнему руководит мною. Я точно наяву слышала ее советы. И, представьте, как обрадовалась, прочитав ее дневник – обрадовалась, потому что ее мысли были и моими собственными мыслями. (Читает.) «… вне сомнения, требования морали должны быть одинаковы… Мы бываем неоправданно снисходительны в одних случаях и неоправданно суровы в других. А мы должны незаметно, с умом и с таком руководить ими. К сожалению, какими бы правильными ни были законы, они не будут действенны, пока не обретут силу обычая…» И еще. Огюстен… (Пауза.)
ГОСТЬ. Да, дорогая?
ХОЗЯЙКА. Я верю, что наедине с собою человек не лжет, а мама не была способна сказать неправду никому и никогда. (Указав на книгу, презрительно.) Как бы я хотела, чтобы этот гадкий сочинитель слышал такие слова: «…я думаю, женщине никогда не надо стыдиться своего чувства, если оно истинное, но всегда должно сохранять самоуважение. Да, мне случалось сожалеть о том, что я родилась с душой слишком смелой и слишком деятельным умом. Но я ничего не в силах изменить, я смирилась, зато уяснила свое назначение и призвание». Разве это – не лучшее свидетельство в защиту памяти моих родителей?..
ГОСТЬ (помолчав, встает). Да, Эвдора. Как преданный друг твоих родных, я перед людьми и богом буду защищать их память, пока я сам дышу… Принеси, дитя мое, чернила и бумагу…

Date: 2022-01-03 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
IL (3)
Привет, растрепа! Не взяли тебя сегодня с собой? А ты и обиделся… Скучал без меня, да? Я без нее тоже скучаю.
А тебе она нравится? Ясно, нравится! А кому бы она не понравилась?… Она славная. И веселая. Не жеманница. Не пустышка. И с ней можно разговаривать – не то, что с некоторыми… Может, это и впрямь необычно – но, во всяком случае, не для меня! Мне всегда нравится, когда она вступает в беседу: она здравомыслящая… и находчивая… А если теряется, то не часто.
Конечно, она не со всеми такая. Представь только: она сказала, что от серьезных и важных гостей прячется в своей комнате – как жемчужина в раковине. Слава Богу, что я – не серьезный и не важный. И почти что не гость… Если бы она пряталась от меня – что бы мне оставалось делать?
Знаешь, они болтали на кухне с Шарлоттой. Я пошел выпить воды – и узнал голоса; постоял у двери… и повернул обратно. Чтобы не мешать.
Они говорили о чем-то важном – боюсь, я пропустил начало. Ну, что ты фыркаешь? Я знаю, кое-кто считает, что женщина не в состоянии думать и говорить о серьезных вещах, но ты-то не из таких, правда же?
Но все-таки иногда они всерьез такие глупости обсуждают: вообразите, что на балу вам встретился бывший… Чушь! Откуда у нее – бывший? Не было у нее никого… И не будет! Кроме твоего хозяина. А я не собираюсь становиться ее прошлым – только настоящим. И будущим.
Я тебе по секрету скажу: я ее как увидел – показалось, что всю жизнь ее знал. Она – как распустившийся бутон, вся будто просвечивает.
Ну что ты на меня так смотришь? Боишься, что я снова без тебя уйду? Не любишь оставаться один? А кто любит… Но у меня же не только ты. Я принадлежу Республике. Франции. И что ты так многозначительно почихиваешь? Ты прямо говори! Ну да, ей тоже придется оставаться без меня. Вместе с тобой… Сомневаешься, что ей хватит твоего общества? Ладно, ладно, у нее еще и подружки есть... Она сама сказала. А я не против. Правда, женская дружба – это не мужская, что бы они там ни говорили (а они много чего говорили!) Но все равно найдется, с кем посекретничать и посплетничать без меня – надеюсь, только, что не обо мне!
(Встает, начинает беспокойно ходить по комнате).
А вот чего я не знал… Она всегда такая жизнерадостная – я и не думал, что ее можно так легко смутить неосторожным словом. Она выглядит беспечной, по ней не скажешь, что она так тревожится о своих близких… обо всех, кого любит. Я хотел бы защитить ее, уберечь от волнений – но не получится ли так, что, наоборот, доставлю ей новые хлопоты? (Присев и сжав в ладонях лохматую морду.) И все-таки мне было бы приятно быть одним из тех, за кого она беспокоится, понимаешь, ты, псина?!
Я хочу, чтобы мы переживали друг за друга и жили друг для друга, и не когда-нибудь в светлом будущем, а прямо сейчас. И я скажу ей об этом…
Я ушел, когда они заговорили о священных обетах. Милая, добрая, надежная и великодушная!.. Я знаю, что священно для меня – ее счастье. Думаю, не стоит с этим тянуть. Ты согласен? Ну, гавкни, что ли, в ответ!..

Date: 2022-01-03 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
IL (4)
- …Нашли между досок стола?.. Да, оставьте, это может оказаться важным документом. Идите.
Какой почерк, четкий и крупный… А между тем, явно писала женщина: …хозяйка – не просто экономка. Она должна управлять беседой, незаметно и в то же время властно, быть приветливой и мягкой, но без кокетства… уметь поддержать любую тему и говорить не много, но с пониманием и с правдивостью… Нет, скорее не аристократка, но… С пониманием и правдивостью. Понимать, о чем говоришь, и говорить, что думаешь… Все ли среди нас отдают себе отчет в том, что говорят?.. Впрочем, не всегда тот, кто высказывает верную мысль, следует ей на деле...
Наверное, не стоит читать дальше. Кому назначалось это письмо? Это похоже на исповедь… Может быть, есть адрес?.. Подпись?.. Даже даты не поставлено. К кому оно обращено?.. К мужу, любовнику, друзьям?.. Исключено. Я тоже понимаю, что исключено. Не знаю, почему, откуда у меня такая уверенность. …сохранение дружеских отношений или возврат к былым чувствам одинаково для меня немыслим. Может быть, потому, что для меня тоже немыслим возврат к прошлому. Но я бы осталась – чтобы доказать ему свою твердость, и еще в наказание самой себе… Похожи ли мы в этом?.. А ведь я никогда не думал над тем, что для женщины прошлое может иметь гораздо бОльшую власть над настоящим. Но многие склонны прощать, хотя бы самим себе, а ты… И ни адреса, ни подписи, ни даты… Я верю, что существуют отношения… Такие, как в античном мире. Может быть, это отношения далекого будущего – или удел избранных. Но люди часто называют дружбой то, что ею не является. Но чтобы вокруг ни творилось, к каким бы неверным поступкам ни приводили людей слабость духа и общественное рабство, можно идти своим путем, сохраняя целомудрие – и это справедливо для тех и других. О-о!.. Дюпон! Выясните у коменданта Консьержери, когда были найдены эти бумаги, в какой камере. Это важно… Если бы знать… Если бы знать, что… Слова гадалки не повлияли бы на мои решения и поступки. Скорей уж я буду искать пророчества у великих умов древности, у великих поэтов… Если бы знать заранее – что бы это изменило? Если бы Марат знал заранее, разве свернул бы он с пути Друга Народа? Если я буду знать наверняка, что завтра или через год, я все равно не отступлю… Если Вам придется спасать одного человека или тысячи людей, но только погубив собственную душу, – совершишь ли ты такой шаг? И даже быть осмеянным и прОклятым. Но истинно мягким и любящим может быть только человек с твердым характером… Есть нечто страшное в священной любви к отечеству, и снисходительность жестока, когда угрожает ему… Наконец-то! Что вы узнали?.. Ровно пять месяцев назад – это значит… семнадцатого июля. Семнадцатого июля? Казнена?..

Date: 2022-01-03 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
IL (5)
Мой дорогой наставник!
С нетерпением жду я того часа, когда завершится Ваша экспедиция, и мы вновь будем вместе; оставаясь здесь, в Париже, я каждый день делал новые наблюдения как над жизнию общею, так и над натурой, и многия впечатления оные желал бы поведать Вам, дабы услышать Ваши суждения. (…)
Среди дел и занятий, кои мне предписывал наш с Вами план, я бывал також дважды у м-ль де *, удовольствием знакомства с которою Вам обязан. Она так любезна и проста в обращении, что поначалу смущало меня некоторым образом, однако невозможно ей приписывать никаких иных умыслов, кроме сердечного участия и разумной беседы. Другой раз, когда у м-ль * были гости, мы все писали в альбоме вопросы и ответы, и гости, и сама хозяйка, и после я попросил дозволения списать некоторые из них – столь верны и тонки показалися мне заключенные в них мысли.
«Подавлять себя (или других – все равно!) – значит отвергать собственные идеалы» – так она выразила свое отношение к равенству меж женщиною и мужчиною. Не правда ль, тож можно сказать было бы, и со всею справедливостью, и об учителе и ученике, отце и сыне, государе и подданных его? Она и вправду не допускает свое мнение подавлять, но и другим говорить не препятствует, оттого-то ее общество приятно людям свободного духа. К тому ж, говорили мы с нею, в другой день, о дружбе меж старшим и младшим, меж женщиною и мужчиною и даже меж двоими женщинами, и, слушая ее речи, невозможно не согласиться, ибо сама она к дружбе и равенству наклонна.
Я вознамерился было ей противоречить в одном лишь, однако понял скоро, что в душе ее много истинной веры, и худо она может сказать разве что о священниках, а не о религии, но, видя, что мнения наши столь различны в сем вопросе, я возражать перестал. Слова ея, что «свою судьбу определяем мы сами, а не предсказания. И ни запугать, ни обольстить себя предсказаниями я не позволю», глубоко меня тронули. Каждый волен выбирать добрую стезю и идти по ней, и м-ль * сей принцип сама доказывает. И если б какие дурные слухи коснулись ее имени, я б лично вызвал для объяснения того человека и силою убеждения и шпаги своей заставил бы его взять слова обратно. (…)
Ныне, благодаря беседам нашим, понял я, что никогда не производила натура души более благородной и пламенной. М-ль де * многих пленяет красотою внешнею, и, пожелай она только, к ее ногам легли бы подарки и драгоценности, но она не стремится к земным богатствам, почестям и роскоши, и ценит того только, кто в свой черед оценит сердце ее, будет ей верным другом и единомышленником; ради единения душ презрела она и прошлую свою роскошную жизнь, и суету. «Хотя меня лично здесь привлекает не надежность и стремление не к покою, но к родству душ с моим избранником. Не обязательно быть похожими, но уж если нашим жизням суждено сгореть – пусть они сгорят ради одной цели». Вот истинный портрет ее в двух строках!..

Полагаю я, что многия из сих высказываний казалися б чересчур смелыми в отечестве моем и даже в самой Франции, но, памятуя Ваши слова о том, что м-ль де * раньше страдала много и характер ея и идеи развивались непростым путем, я испытываю преклонение пред ее чистым сердцем, разумом и духом. (…)

Сим свидетельствую свое почтение и горячую мою дружбу

П***** О***

Date: 2022-01-03 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
IL (6)
Не верю, чтобы он ничего не замечал.
Вчера я не застал его, но задержался в их уютном доме почти на час. Забавный вышел у нас разговор, и хотя мы все трое шутили, речь шла о серьезном… Удивительная девушка. Кажется, между ней и сестрой гораздо больше лет разницы, а ведь они обе мне почти в дочери годятся…
Я спрашивал, как они представляют себе хозяйками собственного дома. Конечно, они будут строить свое гнездо по образу и подобию родительского, но в ней, как мне кажется, гораздо ощутимей артистическая струнка, и если ее поощрять, в ее салоне чаще звучала бы музыка и говорили о живописи. А впрочем, несмотря на усвоенные уроки о том, что хозяйке отводится «закулисная роль», она всегда слушает, и слушает внимательно все, что мы говорим, и не удивлюсь, если имеет о делах вполне точное представление. О его делах… О событиях… К чему же это было сказано?.. Вылетело из головы, помню только, она употребила слова «используют суеверия народа» – ах да, о предсказаниях и пророчествах! – но в этом не было ни малейшей фальши. Она сама – часть народа, и относится к лучшей его части; так может ли она существовать вне происходящего?..
Ее скромность даже несколько отпугивает, держит на расстоянии, но вот в чем я уверен, так это в том, что она действительно чиста сердцем и душой. И при этом чувствительна, даже сентиментальна. Непритязательна, но требовательна, особенно к себе – других, я думаю, она склонна прощать… Странно, но порой возникает чувство, что несмотря на уверения в обратном, внутренне она одинока, даже в своей семье, даже с сестрами…
Может быть, причина этого в ее более серьезном и глубоком отношении к жизни? А может быть, в затаенной грусти?.. Гордость не позволяет ей обнаружить свои чувства, дать волю жалобам. Какой же внутренней силой должна обладать эта девочка. Нет, не робость делает ее такой сдержанной – «иногда молчание тоже является ответом...» Как это верно.
Не верю, чтобы он ничего не замечал. Что же – это чувство просто льстит его самолюбию и только, или он отказывается от своего счастья, повинуясь долгу?.. Но я промолчу опять.

Date: 2022-01-03 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
IL (7)
- …Я не желаю больше видеть здесь эту интриганку, вам ясно, мадам?!..
Роза наклонила голову, не столько в знак повиновения, сколько пряча ярко вспыхнувший румянец и слезы обиды, а он хлопнул дверью, скрывшись в своем кабинете.
Причина инцидента была, конечно, надуманной, даже смешной – какие-то вопросы и ответы в альбомах, – но появление в доме этой женщины действовало ему на нервы. Отчего – он не сказал бы этого вслух ни в коем случае, но самому себе вполне отдавал в том отчет.
В пору первого их знакомства он был очарован, особенно тем, что в салоне царили одновременно блеск остроумия и некая интимность, и среди гостей он, при всей своей неловкости, не чувствовал себя лишним. Он овладевал искусством светской интриги и навыками беседы, учился маленьким дипломатическим хитростям, чего так не доставало его прямолинейной натуре, и она охотно, как казалось, была его наставницей. Карьеру делают благодаря женщинам, и он всерьез подумывал, что с такой супругой ему было бы гораздо легче пробивать себе дорогу наверх, чем при помощи одной только шпаги, но…
Но в глубине души он всегда оставался верен обычаям своей среды, своей родины, а она, конечно, не довольствовалась бы скромной ролью хранительницы очага. И полагаться на ее верность семье и мужу, на то, что она будет беречь его честь, тоже не приходилось. К тому же ей не хватало женской чувствительности, мягкости; нежность и страсть она отражала игривыми колыханиями веера, как сверкающие грани бриллианта отражают солнечный свет и остаются холодными… Нет, женщина, даже светская, не должна быть столь циничной и расчетливой и при этом сластолюбивой!..
И, пожалуй, он чувствовал, хотя сознался бы в том в самую последнюю очередь, что мужчина для нее – только средство достижения целей, и даже живя с нею рядом, деля все заботы, он бы не сумел до конца проникнуть в ее мысли… Последняя фраза в этом злосчастном альбоме, как ни странно, обозлила его больше всех других откровенностей: «…тоска и одиночество – удел тех, кто ставит себя в полную зависимость от своего окружения, любовников, родственников, покровителей. Я же могу сказать, что их использую, как мне нужно… где-то иду на уступки. Светские отношения – это взаимовыгодный обмен. И нельзя требовать от них того, чего они никогда не в силах дать. Для души всегда есть такие уголки, где можно быть спокойной, счастливой и свободной.» Это звучало как вызов его собственному самолюбию.
- …Духу ее здесь больше будет! – повторил он еще раз сквозь стиснутые зубы.

Date: 2022-01-03 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
IL (8)
«… Странно, я себя чувствую здесь немного пленником. Здесь слишком тихо… И хотя я всегда мечтал о таком тихом месте, одиночестве наедине с природой, теперь, когда мечта стала вдруг явью, мне почти не по себе.
Но у меня появилось то, чем я уже давно не располагаю, кажется, целую вечность. Время. Время, чтобы замедлить движение, чтобы думать, чтобы писать, чтобы вспоминать (о, как бы мне хотелось многое забыть!). И время, чтобы понять Вас.
Мы знакомы очень давно, но, увы, я ли был недостаточно внимателен, или Вы слишком непросты для понимания? В Вас есть какая-то постоянная переменчивость – не поймите эти слова превратно, дорогая, но подчас Вы кажетесь похожей на дно прозрачной быстрой реки, всякий день течение меняет его, и одни и те же камешки складываются в новый орнамент…
Вы производите впечатление открытости, но Вы сдержанны, высказываете свое мнение с обезоруживающей прямотой, даже с некоторой мужской сухостью, но мягкий голос скрадывает это впечатление. Признаться, Вы одна из немногих людей, кто умеет убеждать, а Вы знаете, сколь трудно бывает убедить меня в чем-либо. Вы осмотрительны, и часто рассудительность Ваша была последним охраняющим пределом в деятельности Ваших друзей, но, как то показали в особенности последние события, Вы способны на неожиданные поступки, вплоть до отчаянных. Я не понимаю, проистекает ли это от некоторой самоуверенности или же от ощущения своих собственных сил?.. Мне кажется, Вы обладаете тем редким свойством, к которому стремился всегда и я, – Вы независимы… Знаете, дорогая, мне и прежде приходило в голову, что мы с Вами во многом удивительно схожи… Возможно, поэтому я себе задавал вопрос, нравитесь ли Вы мне, люблю ли я Вас?.. И все время не находил ответа, и лишь сейчас начинаю понимать, что не желал бы для себя другой сестры, чем Вы. Но узы крови не соединяли бы нас прочнее, чем узы духа. Размышляя сходно о вопросах моральных и политических, мы и расходимся во многом, но эти различия – почему я вижу это только теперь? – могли бы служить одной, высшей цели. Вы скажете, что пытались мне помочь, а я не услышал. Это правда, и, быть может, это было одной из моих серьезных ошибок. Вам достался бы упрямый брат, дорогая, но не безнадежный упрямец. Когда Вы возвратитесь, я вновь обращусь к нашим прежним спорам, быть может, с новым взглядом…»

На этих словах он отложил перо.

Швейцария, лето 179* года

Date: 2022-01-03 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
ILS (9)
В помещении парижского клуба.
1-й ЯКОБИНЕЦ, ДЕПУТАТ КОНВЕНТА. Вы так старательно делаете вид, что меня не узнаете, что я просто счел своим долгом с вами поздороваться…
2-й ЯКОБИНЕЦ, ДЕПУТАТ КОНВЕНТА. Можно было не трудиться… (Едва повернув голову.) Я здесь не для того, чтобы…
1-й ЯКОБИНЕЦ, ДЕПУТАТ КОНВЕНТА. Ах, кто же в этом сомневается!.. И даже могу сказать с уверенностью, у нас одна и та же цель… Это не столь уж невероятно, как можно решить по вашей гримасе, право. Клуб требует закрытия общества республиканок, а прежде чем составить собственное мнение, я желал увидеть собственными глазами, что же здесь происходит… И, как оказалось, происходящее мало общего имеет с теми мрачными картинами, о которых нам повествовал гражданин Шабо, не так ли?
2-й ЯКОБИНЕЦ, ДЕПУТАТ КОНВЕНТА. Чтобы разобраться в происходящем, нужны не только глаза (со всей природой отпущенной язвительностью), но и уши.
1-й ЯКОБИНЕЦ, ДЕПУТАТ КОНВЕНТА. Вы просто превосходны. Так вы слушали доклад председательницы?.. Тогда для вас, должно быть, очевидно, что общество – это отнюдь не средоточие суеверий, распутства и контрреволюции?.. – открывает дешево изданную брошюру республиканок. – Послушайте. «Бог и природа сотворили нас разными, но равными. И в чувствах своих и в поступках женщины и мужчины равны и должны быть одинаково свободны. Только вот многие смешивают свободу с распутством, вот что скверно!» Или: «Женщины могут быть друг другу очень хорошими, надежными товарищами и друзьями»…
2-й ЯКОБИНЕЦ, ДЕПУТАТ КОНВЕНТА. У меня всегда возникает вопрос, когда я вас слушаю… Вам хотя бы самому понятно, когда вы говорите серьезно? Или высмеиваете все и всегда?
1-й ЯКОБИНЕЦ, ДЕПУТАТ КОНВЕНТА. Не ждите, что я вас буду разуверять в чем-либо, но как бы вам это странно ни казалось, я не нашел бы, что против этого возразить… Выражено с наивной прямотой, но справедливо… Или вы считаете иначе?.. Интересно знать, где она получила образование… ведь она выделяется среди своих… (не удержав улыбку) …коллег.
2-й ЯКОБИНЕЦ, ДЕПУТАТ КОНВЕНТА. После этого не говорите, что поддерживаете их идею равенства.
1-й ЯКОБИНЕЦ, ДЕПУТАТ КОНВЕНТА. Отчего же! Одно другому не мешает, но, согласитесь, звучит забавно!.. Возможно, это лишь сила предрассудков… а когда-нибудь мы назовем гражданку Лакомб коллегой без тени улыбки… Мне кажется, она достаточно умна, так что может с успехом заменить мэра Коммуны, – не потому ли ее так недолюбливают… Если бы им доверили, к примеру, ведать приютами и другими благотворительными заведениями… Пожалуй, я попрошу слова на ближайшем заседании у якобинцев – и опровергну клевету гражданина Шабо и Фабра. Ведь вы меня поддержите, не правда ли?.. Неужели общее дело не стоит больше, чем наша антипатия?.. Вы разве не согласны с Клер, что «когда есть в жизни более важные чувства и отношения, можно и пренебречь своими личными драмами, конфузами и нервами»?.. (Оставшись один.) До чего же нам всем не хватает смелости – нам, свергнувшим монархию!.. (Пожав плечами, уходит.)

2-й ЯКОБИНЕЦ, ДЕПУТАТ КОНВЕНТА. (сам с собой) «…Когда-нибудь, в хорошие времена, мы будем собираться, чтоб музицировать, петь, декламировать. И просто беззаботно смеяться. Я люблю простор, открытые пространства – открытые сцены, где зрители становятся участниками представления, братские ужины, когда главное не то, что в тарелке, а возможность общения, люблю импровизированные хоры сотен людей и веселые, безыскусные танцы под чистым небом!..» Наивно… и прекрасно… но… что стоит за этими речами? Возможно, общество безвредно, но как ложно они понимают свое предназначение гражданок республики!.. Или…

Date: 2022-01-03 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
ILS (10)
- Франсуаза… Ты не знаешь, что это с ней?
- А что?
- Вернулась с урока такая задумчивая и вдруг спрашивает: папа, я ведь могла бы быть хорошим другом?.. Я говорю: спроси своих сестер и брата, и твои подружки по мастерской тебя уважают. А она глянула как-то странно и прошла в свою комнату.
- Я всегда опасаюсь, когда она уходит из дому. Кругом много всякого говорят, и про нас. Видно, обидел кто-нибудь.
- Пусть-ка кто посмеет обидеть мою дочь!.. Только, кажется мне, матушка, тут дело в другом.
- Ну, конечно, ты сейчас скажешь, замуж ей пора…
- Я бы не был против, так она ни за кого другого не пойдет. А я неволить не стану.
- А я разве… Мы не аристократы какие-нибудь.
- Знаешь, я думаю, что и время такое, когда люди о другом думают.
- Ну, мы-то, женщины, всегда думаем о семье и о доме… Чувствительная она очень. Гуляем ли в лесу – одна, мечтает о чем-то, читает – слезы на глазах. На днях сидели они втроем в гостиной, Бабетт, Элеонора и Максимилиан, и читали вслух по очереди. И она вдруг говорит: я не могу осуждать Юлию, – таким голосом, будто Юлия ей сестра родная.
- Ты права, мы проще к жизни относились, даже в их годы.
- Да я в ней уверена. Сумеет она и дом вести, и мужу быть помощницей, что сказать и как себя держать, не растеряется… Но…
- Н-да… вот и я иногда ее понять не могу. Давай-ка в следующий выходной всех позовем на пикник, и Бабетт с Филиппом. Все-таки повеселей будет нашим детям.

Date: 2022-01-03 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
ПОЛНЫЙ СВЕТ! - как водится

ELLE (ОНА)
ФИАЛКА – Мария-Антуанетта – исполнитель гражданин Монолит
РОЗА – Бабетт Дюпле, Елизавета Леба – исполнительница Иринка Воронина
ЛАНДЫШ – Тереза-с-Юга Кабаррюс-Фонтене-Тальен и т.д. – исполнитель Игорь
ЛИЛИЯ – Клер Лакомб – исполнительница Анна
ХРИЗАНТЕМА – Анна Теруань де Мерикюр – исполнительница Татьяна Петрова
АСТРА – Шарлотта Робеспьер – исполнитель М.Воронин-Очевидец
ГВОЗДИКА – Луиза Робер Керальо – исполнитель В.Веденеев-Резонер
РОМАШКА – Анна-Мария-Шарлотта Корде – исполнительница Л. Capra Milana
СИРЕНЬ – Манон Ролан – исполнитель Э.Пашковский директор Шарантончика
НАРЦИСС – Элеонора Дюпле – исполнительница Оксана
ЛАВАНДА – Элеонора Дюпле – исполнительница EleonoreD

IL/S (ОН и ОНИ)
1. «Дело было в Аррасе». Несостоявшийся жених Ж.=Жозеф, который Фуше, – к ответам Астры-Шарлотты Робеспьер; «реконструировали» – Окс-Алекс. Упоминаемая м-ль Д. – м-ль Анаис Дезорти из Арраса. Могло быть и так.
2. Разговор Эвдоры Ролан-Шампанье и Огюстена Боска – к ответам Сирени-Манон Ролан; «услышал» М.Воронин-Очевидец при содействии Иринки.
3. Филипп Леба, разговаривающий с четвероногим другим Шилликкемом (https://caffe-junot.livejournal.com/9822.html), – к ответам Розы-Бабетт Дюпле; нарисовала Татьяна Петрова.
4. Антуан Сен-Жюст, случайно прочитавший «исповедь» Шарлотты Корде, найденную в тюремной камере через полгода после ее казни, – к ответам Ромашки; вообразил Э.П. директор Шарантончика.
5. Поль Очер=Павел Строганов, письмо Жильберу Ромму, – к ответам Хризантемы-Теруань; имитировал/написал Игорь.
6. Жорж-Огюст Кутон, – к ответам Нарцисса-Элеоноры Дюпле; придумал В.Веденеев-Резонер. EleonoreD возражала, что рассуждения малоправдоподобны, но организаторы игры так не считают.
7. Гневная отповедь генерала Н.Бонапарта, – к ответам Ландыша-Терезы Кабаррюс; сыграла Л. Capra Milana ГлавВрач Шарантончика. Упоминаемая Роза – не из нашей игры, это Роза-с-Мартиники, т.е. Жозефина Богарне.
8. Абсолютный, чистейший вымысел, эпизод несостоявшейся альтернативы Термидору: письмо МР из пост/не/термидорского изгнания Гвоздике-Луизе Робер; сочинила Анна.
9. Депутаты Конвента Эро Сешель и Сен-Жюст на заседании клуба Революционных Республиканок, – к ответам Лилии-Клер Лакомб; слегка язвили тт. Л. и Э.П. Дилемма Конвента – закрывать или не закрывать клуб Революционных Республиканок. Увы, эпизод от и до придуман.
10. Морис и Франсуаза Дюпле тревожатся о старшей дочери – к ответам Лаванды-Элеоноры Дюпле; фантазировали Окс-Алекс.
Edited Date: 2022-01-03 10:13 am (UTC)

Date: 2022-01-03 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Если совсем придирчиво- по поводу "письма Максимильена из Швейцарии" (https://caffe-junot.livejournal.com/63546.html?thread=922426#t922426).
Да, пост\не\термидорское "изгнание" a la Мадзини — чистый вымысел. Но вот отношения МР и Луизы Керальо — это апокриф. Они в действительности были знакомы по Аррасской академии. А некоторые романисты (хм, то есть Хилари Мантел точно )) ) пошли гораздо дальше и едва ли не сосватали наших героев. Это якобы было до замужества Луизы, само собой.
Ноосфера — она такая! ;)

Date: 2022-01-04 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] cives-loci.livejournal.com
Если это возможно, хотелось бы узнать, что там такое произошло или не произошло... 9-го Термидора...

Date: 2022-01-05 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Это спонтанное "вмешательство" некоего Ривареса при содействии Роберов и Дюпле. Предотвратить переворот не удается, в этом мы остались "на твердой почве фактов". МР отправили в Швейцарию, анализировать не кто виноват, а что делать. А Сен-Жюста Риварес уводит с собой, в 1848 год. Никакими мало-мальскими художественными и идейными достоинствами сей "конспект" не отмечен, и я давным-давно честно его стерла со всех дисков и архивов, думаю, то же самое сделали Анна, Игорь и Эмиль.

Date: 2022-01-16 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] cives-loci.livejournal.com
Спасибо. Позвольте не поверить в отсутствие достоинств, но раз таково Ваше решение...

Profile

charanton4ik: (Default)
avril=charanton4ik+caffe-junot

January 2026

S M T W T F S
    123
4 56 7 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 03:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios